Построение адаптивной модели онлайн обучения на основе технологий больших данных и анализа цифрового следа студентов и преподавателей

Номинация:
Инновации в образовательном процессе и подготовке кадров

Описание проекта:
Цель проекта: обеспечение онлайн-студентов мотивационной поддержкой в образовательном пространстве (с обеспечением релевантности доступных элементов обучения целям, личным качествам, способностям студента), а сотрудников университета - надежными средствами оценки эффективности образовательного процесса.
Проект состоит из 2-х частей:
1. Автоматизированная система рассылок студентам, основанная на модели, содержащей описание правил отнесения студента к одному из кластеров учебного поведения в зависимости от переменных, характеризующих его посещаемость и успеваемость. Такой подход дает возможность с большой точностью определять особенности мотивации студентов и предоставлять им индивидуальный подход в
сопровождении обучения.
2. Автоматизированный анализ качества электронных контентов, задействованных в учебном процессе. Разработанная система основана на цифровом следе и позволяет выявлять проблемные моменты в материалах и улучшать их.

Результаты:
1. Модель позволяет студентам получать персонализированные рекомендации для обучения, а преподавателям - анализировать и улучшать свои методы преподавания.
2. При возникновении сложностей в учебе студент получает дополнительное внимание и поддержку для возврата на нужный уровень концентрации, производительности, мотивации. Увеличена в 4 раза посещаемость.
3. Качество учебных курсов анализируется автоматически, формируются сигнальные отчеты о возможных проблемах в учебных материалах.
4. Проект стал основой для дальнейших научных и прикладных исследований в области адаптивного онлайн-обучения, больших данных и искусственного интеллекта.

Внедрение:
В ТГУ эффективной площадкой для анализа и возможностей использования больших данных и цифрового следа стал запущенный в 2015 году проект «Росдистант».
В ноябре 2022 года запущена автоматизированная мотивационная рассылка для студентов с использованием инструментов искусственного интеллекта и больших данных.
В апреле 2023 года начата апробация адаптивной модели онлайн-обучения на основе технологий больших данных и анализа цифрового следа студентов и преподавателей.

Освещение в СМИ:
1. ТГУ стал победителем всероссийского конкурса в сфере образования (https://pfo.volga.news/article/663390.html).
2. Онлайн-курс ТГУ – лауреат Международного конкурса Edtek Award OOC 2022 (https://news.myseldon.com/ru/news/index/283062825).
3. ТГУ претендует на статус инновационной площадки Минобрнауки РФ (https://rg.ru/2022/12/26/reg-pfo/tgu-pretenduet-na-status-innovacionnoj-ploshchadki-minobrnauki-rf.html).
4. Учиться, где и когда удобно: в Тольятти запустили новый бренд международного образования (https://tass.ru/obschestvo/15873353).
5. Президент России объявил благодарность ТГУ (https://sovainfo.ru/news/prezident-rossii-obyavil-blagodarnost-tgu/).
6. Почитали о себе в соцсетях (https://ponedelnik.press/wp-content/uploads/!PDF/19_892.pdf).

Команда проекта:
ФГБОУ ВО Тольяттинский государственный университет
Боюр Роман Васильевич (Руководитель проекта, обеспечение программной разработки)
Богданова Анна Владимировна (Исследования и методическая проработка проекта, освещение результатов)
Дроздова Марина Андреевна (Проектирование системы сопровождения студентов в рамках модели)
Денисова Оксана Петровна (Обеспечение апробации результатов проекта, интерпретация и визуализация)

Контакты:
rbojur@gmail.com

Номинация: Инновации в образовательном процессе и подготовке кадров

Год: 2023

Результат: Участник