Создание гибридной интеллектуальной среды современного университета как «фабрики знаний»
р.
р.
Номинация: Инновации в образовательном процессе и подготовке кадров
Описание проекта: Проект решает актуальную междисциплинарную проблему разработки теоретических основ и практических инструментов для формирования гибридной интеллектуальной среды современного университета. Интеллектуальным ядром гибридной среды научно-производственно-образовательного комплекса является открытая база отраслевых знаний, стандартизованных в формате онтологий, которые транслируются в образовательный процесс и способствуют формированию профессиональных компетенций будущих инженеров. Базовым элементом гибридной интеллектуальной среды является ИИ ментор в виде мобильного или веб-приложения. В процессе реализации проекта применялись методы искусственного интеллекта и онтологического инжиниринга (семантический анализ, онтологическое моделирование, теория графов), педагогический эксперимент.
Результаты: 1. Разработаны теоретико-методологические положения дидактической концепции «Университет – "фабрика знаний"». 2. Разработаны методические и программные решения, обеспечивающие организацию массового производства знаний на базе вуза. 3. Разработан прототип веб-приложения OntoMentor в виде ИИ-агента на основе русско-английской онтологии, обладающий рациональным интеллектом и способный выстраивать эффективную траекторию изучения учебного курса с учетом уровня знаний обучающегося. 4. С целью трансляции онтологий в реальный процесс обучения разработаны кроссплатформенные образовательные решения с адаптивным интерфейсом (автоматизированный электронный учебный курс, интерактивные справочно-учебные модули).
Внедрение: Проведен педагогический эксперимент в 4-х транспортных вузах РФ (Новосибирск, Санкт-Петербург, Омск) (участвовали 1863 чел.). Установлено, что применение разработанного дидактического инструментария в реальном процессе обучения позволяет повысить результативность формирования компетенций студентов на 25-30% и уровень выживаемости их знаний на 30%.
Освещение в СМИ: Проект освещался в газете «КАДРЫ–ТРАНСПОРТУ» № 2(1906) от 7 февраля 2023 года об итогах научно-исследовательской работы Сибирского государственного университета путей сообщения за 2022 год и задачах на 2023 год. Результаты реализации проекта представлены в изданиях, индексируемых в БД Scopus, и журналах, включенных в перечень ВАК Министерства науки и высшего образования РФ.
Команда проекта: Сибирский государственный университет путей сообщения Хабаров Валерий Иванович (Научный руководитель) Волегжанина Ирина Сергеевна (Ответственный исполнитель) Макаров Роман Игоревич (Программист) Спешилов Константин Владимирович (Программист)
Контакты: khabarov51@mail.ru
Номинация: Инновации в образовательном процессе и подготовке кадров