Создание гибридной интеллектуальной среды современного университета как «фабрики знаний»

Номинация:
Инновации в образовательном процессе и подготовке кадров

Описание проекта:
Проект решает актуальную междисциплинарную проблему разработки теоретических основ и практических инструментов для формирования гибридной интеллектуальной среды современного университета.
Интеллектуальным ядром гибридной среды научно-производственно-образовательного комплекса является открытая база отраслевых знаний, стандартизованных в формате онтологий, которые транслируются в образовательный процесс и способствуют формированию профессиональных компетенций будущих инженеров.
Базовым элементом гибридной интеллектуальной среды является ИИ ментор в виде мобильного или веб-приложения.
В процессе реализации проекта применялись методы искусственного интеллекта и онтологического инжиниринга (семантический анализ, онтологическое моделирование, теория графов), педагогический эксперимент.

Результаты:
1. Разработаны теоретико-методологические положения дидактической концепции «Университет – "фабрика знаний"».
2. Разработаны методические и программные решения, обеспечивающие организацию массового производства знаний на базе вуза.
3. Разработан прототип веб-приложения OntoMentor в виде ИИ-агента на основе русско-английской онтологии, обладающий рациональным интеллектом и способный выстраивать эффективную траекторию изучения учебного курса с учетом уровня знаний обучающегося.
4. С целью трансляции онтологий в реальный процесс обучения разработаны кроссплатформенные образовательные решения с адаптивным интерфейсом (автоматизированный электронный учебный курс, интерактивные справочно-учебные модули).

Внедрение:
Проведен педагогический эксперимент в 4-х транспортных вузах РФ (Новосибирск, Санкт-Петербург, Омск) (участвовали 1863 чел.). Установлено, что применение разработанного дидактического инструментария в реальном процессе обучения позволяет повысить результативность формирования компетенций студентов на 25-30% и уровень выживаемости их знаний на 30%.

Освещение в СМИ:
Проект освещался в газете «КАДРЫ–ТРАНСПОРТУ» № 2(1906) от 7 февраля 2023 года об итогах научно-исследовательской работы Сибирского государственного университета путей сообщения за 2022 год и задачах на 2023 год.
Результаты реализации проекта представлены в изданиях, индексируемых в БД Scopus, и журналах, включенных в перечень ВАК Министерства науки и высшего образования РФ.

Команда проекта:
Сибирский государственный университет путей сообщения
Хабаров Валерий Иванович (Научный руководитель)
Волегжанина Ирина Сергеевна (Ответственный исполнитель)
Макаров Роман Игоревич (Программист)
Спешилов Константин Владимирович (Программист)

Контакты:
khabarov51@mail.ru

Номинация: Инновации в образовательном процессе и подготовке кадров

Год: 2023

Результат: Участник